Рабочая программа учебной дисциплины «Биологическая химия» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 27 марта 2018 г.№ 219 и учебным планом, одобренным Ученным советом ВУЗа 19.02.20 г, протокол №3.

Цель изучения дисциплины обеспечить подготовку специалиста, имеющего фундаментальные знания по биологической химии и возможность использования этих знаний в практике провизора; дать знания, соответствующие современному уровню развития биологической химии.

Задачи учебной дисциплины:

- развитие у обучающихся биохимического мышления;

- привить умение оценить достоверность и прогностическую ценность результатов лабораторных тестов в практике провизора.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета): дисциплина «Биологическая химия» относится к базовой части блока I ФГОС ВО 33.05.01 Фармация и является обязательной для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общепрофессиональных компетенций:

ОПК-1. Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов.

ОПК-2. Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-основные биохимические процессы обмена веществ в организме;

- основные патобиохимические механизмы развития и течения заболеваний;

- основные принципы и методы лабораторной диагностики;

-идеалы и критерии научного знания.

Уметь:

- понимать взаимосвязь между молекулярными процессами и физиологическими функциями клетки и организма;

- обосновать назначенное лечение с учетом знаний протекания биохимических процессов в организме человека;

Владеть:

-     навыками научного мышления;

- навыками количественного и качественного определения основных биохимических показателей в биологических жидкостях организма;

 Изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена.


Основу жизнедеятельности любого организма составляют биохимические процессы.

Практически все реакции в живом организме протекают с участием природных биокатализаторов, называемых ферментами или энзимами. Они представляют собой высокоспециализированный класс веществ белковой природы, используемых живыми организмами для осуществления многих тысяч взаимосвязанных химических реакций, включая синтез, распад и взаимопревраще­ние разнообразия и огромного множества химических соединений.

Жизнь и многообразие ее проявлений - сложная совокупность химических реакций, катализируемых специфическими ферментами. Важнейшим свойством живого организма является обмен веществ, ускоряющим и направляющим аппаратом, основой мо­лекулярных механизмов которого являются ферменты.

Учение о ферментах выделено в самостоятельную науку - энзимологию или ферментологию. Теоретические и практические достижения энзимологии занимают ведущее место в решении многих проблем биохимии и молекулярной биологии, включая их сравнительное и эволюционное рассмотрение.

Энзимология в своем современном физико-химическом и молекулярном понимании решает две главные, неразрывно свя­занные между собой проблемы, касающиеся, с одной стороны структурной макромолекулярной организации ферментов, с другой - природы химических взаимодействий, лежащих в основе ферментативного катализа.

Изучение ферментов имеет огромное значение для любой области биологии: химической, пищевой и фармацевтической индустрии, занятых приготовлением катализаторов, антибиотиков, витаминов, лекарственных препаратов и других биологически- активных веществ.

Успехи общей и молекулярной энзимологии способствуют развитию медицинской энзимологии, цели и задачи которой связывают с решением проблем энзимопатологии, энзимодиагностики и энзимотерапии

Клиническая биохимия , специальность- лечебное дело 31.05.01
Цель: освоение дисциплины Клиническая биохимия.
Место дисциплины в структуре ОПОПВО дисциплина относится к дисциплине выбора вариативной части Блока 1 в ФГОС ВО.
Требования к результатам освоения дисциплины:  процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенции ОПК-7 ,ПК-7, ПК-21, ПК-22.
Студент должен знать: биохимические процессы лежащие в основе жизнидеятельности здорового организма, молекулярные нарушения приводящие к патологическим состояниям, биохимические функции отдельных органов, тканей и особенности в них молекулярных процессов (печень, почка, миокард, лёгкие, клетки крови, соединительная ткань); уметь: организовать рабочее место для проведения биохимических исследований; подготовить пробы для биохимических исследований, работать на биохимических анализаторах в соответствии с правилами их эксплуатации,. провести контроль качества этапа выполняемых исследований, организовать выполнение биохимического исследования в соответствии с требованиями по охране труда, санитарно-эпидемическими требованиями, оформить учетно-отчетную документацию по биохимическим исследованиям предусмотренную действующими нормативными документами, оценить клиническую значимость результатов биохимических исследований, провести анализ расхождения биохимического диагноза с клиническим и паталогоанатомическими диагнозами, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшения качества диагностической работы, составить план лабораторного обследования пациента на этапе профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний: ССС, пищеварительной, мочеполовой и других систем. Владеть; 1) методикой выполнения наиболее распространенных видов биохимических исследований; технологией выполнения биохимических экспресс-исследований; технологией организации и выполнения контроля качества биохимических исследований; методиками составления плана биохимического обследования пациентов и интерпретацией результатов исследований на этапах профилактики, диагностики и лечения ССС, пищеварительной, мочеполовой и др. систем.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ. 72 часа

Реформа здравоохранения в России и развитие новых экономических отношений в медицинской практике требуют коренного совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, повышения качества диагностики заболеваний. Важное место среди диагностических служб занимает клиническая лабораторная диагностика, поставляющая практическому здравоохранению 70-80 % объема диагностической информации, необходимой для принятия правильного клинического решения. Клиническая лабораторная диагностика - медицинская научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей взаимосвязей между физиологическим и патологическим состоянием организма, с одной стороны, и изменением состава компонентов его клеток и биологических жидкостей - с другой; разработка методов объективного исследования клеточного и химического состава тканей, биологических жидкостей (клиническая аналитика) и использование сведений, полученных с помощью рекомендованных методов, для выявления отклонений от нормы; установление диагноза, прогноза заболеваний, оценка эффективности проводимого лечения, профилактики расстройств здоровья.

В учебно-методическом пособии представлены практически все разделы лабораторной медицины: лабораторная гематология, клинические исследования биологического материала, биохимические исследования, иммунологические исследования, освещены разделы паразитологии, цитологических, бактериологических и молекулярно-генетических исследований. Нашли свое отражение нормативные документы, регламентирующие деятельность лабораторий. Изучение методов лабораторной диагностики необходимо, как в профилактической медицине (оценка состояния здоровья), так и в практикующем здравоохранении (диагностика и дифференциальная диагностика, динамика и прогноз заболевания, определение достижения результата лечения и т. д.).


Клиническая лабораторная диагностика - медицинская научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей взаимосвязей между физиологическим и патологическим состоянием организма, с одной стороны, и изменением состава компонентов его клеток и биологических жидкостей - с другой; разработка методов объективного исследования клеточного и химического состава тканей, биологических жидкостей (клиническая аналитика) и использование сведений, полученных с помощью рекомендованных методов, для выявления отклонений от нормы; установление диагноза, прогноза заболеваний, оценка эффективности проводимого лечения, профилактики расстройств здоровья.

В учебно-методическом пособии представлены практически все разделы лабораторной медицины: лабораторная гематология, клинические исследования биологического материала, биохимические исследования, иммунологические исследования, освещены разделы паразитологии, цитологических, бактериологических и молекулярно-генетических исследований. Нашли свое отражение нормативные документы, регламентирующие деятельность лабораторий. Изучение методов лабораторной диагностики необходимо, как в профилактической медицине (оценка состояния здоровья), так и в практикующем здравоохранении (диагностика и дифференциальная диагностика, динамика и прогноз заболевания, определение достижения результата лечения и т. д.).

Учебно-методическое пособие способствует получению определенного объема знаний для правильного выбора лабораторного исследования и интерпретации результатов исследования.


The discipline " Biochemistry “

                                                   Specialty-31.05.01 medicine

Discipline " Biochemistry refers to the basic part of block 1of the federal state educational standard of higher education.

As a result of studying the discipline, the student must

Know:

1)    the chemical and biological essence of the processes occurring in the living human body at the molecular and cellular levels;

2)     structure and properties of the main classes of biologically important compounds, the main metabolic pathways of their transformation, the role of cell membranes, transport systems, metabolism in the human body;

 Сan:

1)     to apply the learned methods for the solution of professional tasks.

2)    to apply the accumulated knowledge on molecular biochemical processes for conducting scientific research.

3)    use of physical, chemical and biological equipment.

 Own:

1)    laboratory and chemical methods for the study of processes occurring in the body;

2)    biochemical research methods in the conditions of norm and pathology;

3)    Core technologies that convert information, text, spreadsheet, search online.

 

 The total complexity of the discipline is 7 credits 252 hours.

Main sections of the discipline:

 

1. Chemistry of simple and complex   proteins

2. Enzymes, medical aspects of enzyme science

3. Vitamins and coenzymes

4. Basic biosynthesis of nucleic acids and proteins

5. Lipids, structure, properties, classification. The structure and function of biological membranes.

6. Energy metabolism and the General ways of catabolism

7.Carbohydrate metabolism.

8. Lipid metabolism.

9. Exchange of amino acids.

10. The exchange of nucleotides

11. Metabolism of heme and iron metabolism.

12. Hormonal regulation of metabolism and body functions

13. Biochemistry of blood and immunity.

14. Biochemistry of organs and tissues.

15. Water-mineral exchange. The regulation of water-salt metabolism.

16. Introduction to clinical biochemistry.