МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

Тема:  V СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Цель занятия:

1.Закрепление пройденного материала

2.Подготовка к микроконтрольной работе.

3. Ознакомить студентов с особенностями V склонения существительных.

4. Ознакомить студентов с признаками V склонения.

 

II.    Студент должен знать:

 

1.Падежные окончания V склонения.

2.Употребление слово «species»

3.Написание основных названий сборов с указанием на характер их терапевтического действия.

4.Падеж и число в рецептах названий сборов

5.Слова и выражения, относящиеся к V склонению

6.Признак существительных V склонения.

 

III. Студент должен уметь:

 

1.Образовывать названия основных сборов во множественном числе.

2.Применять названия основных сборов во множественном числе.

3.Переводить предложения с русского на латинский язык, и с латинского на русский язык с лексикой V склонения.

 

           IV. Вопросы для определения исходного уровня:

 

1.      Какого рода существительные относятся к  IV склонению?

2.      Какое окончание имеют существительные IV склонения в Gen. pl.?

3.      По какому падежу определяется принадлежность существительного  к IVсклонению?

4.      Какие окончания имеют существительные в Dat.. u Acc. pl.?

5.      Какие окончания имеют существительные в Abl. sing.?

6.      Переведите и просклоняйте: сладкий плод.

7.      Определите склонение и род следующих существительных genus, morbus, rectus, situs, hortus, salus, motus, sensus, locus, sinus, vulnus, visus.

8.      Что обозначают следующие общепринятые рецептурные сокращения – аа; concis, cort, D.t.d., linim., in nitr. nigr., in ch. paraff., in ampl., in caps. gel. cl., inject., ut f. Supp rect.

 

V. Упражнения:

 

1. Определите по словарю склонение и род существительных:

genus, morbus, pectus, situs, hortus, salus, motus, sensus, locus, sinus, vulnus, visus.

2. Переведите письменно:

 

  Плоды калины обыкновенной. Дубовая кора. В муравьином спирте содержится муравьиная кислота и этиловый спирт 70%. Применяйте в эмульсиях для внутреннего употребления следующие эмульгаторы:

аравийскую камедь, абрикосовую камедь.

 

3. Прочитайте вслух следующие рецепты без сокращений, переведите:

 

Rp: Spir. aethyl. 95 % 20 ml

       Aq. pro inject. 100 ml

        M.D.

        S. По 10 мл в вену

 

Rp. Picis liquide

       Saponis viridis aa 15,0

       Spir. aethyl. 95 % 15 ml

       M. f. linim.

       D.S. Наружное

 

Rp: Dct. cort. Quercus 10,0 – 150 ml

      Aluminis 2,0

      Glycerini 15,0

       M.D.S.

      Для  полоскания 

 

 

 

VI. Новая тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ V СКЛОНЕНИЯ

 

 1. К V склонению относятся существительные женского рода, которые    

     в родительном падеже единственного числа оканчаются на  - ei  

     Например: scabies, ei f, res rei f – вещь

1.Характерный для V склонения гласный  e  присутствует ввсех падежах. 

2.                  Слово species в значении сбор употребляется во множественном чиcле

Например: Species antihaemorrhoidales – противогеморроидальный сбор

                    Species carminanivae - ветрогонный

                    Species cholagogae - желчегонный

                    Species pectrales – грудной

3.                        В рецептах названия сборов ставятся в родительном падеже множественного числа.

Например: Rp. Specierum pectoraliem 100,0

                   Возьми: Грудного сбора 100,0

 

VII. Вопросы для контроля усвоения:

 

1.      Какие существительные относятся к V склонению?

2.      Какие окончания имеют существительные V склонения?

3.      Какие окончания имеют существительные V склонения в Nom. Sing., u Nom. Pl?

4.      Какая гласная является характерной при склонении для существительных V склонения?

5.      В каком числе употребляется слово species в значении «сбор»?

6.      В каком падеже и числе ставятся названия сборов? Приведите примеры.

VIII. Упражнения:

1. Переведите следующие рецепты с русского языка на латинский и с латинского на русский язык:

Возьми: Слабительного сбора 5,0

              Выдай в вощеном мешочке

               Обозначь:

Возьми: Мочегонного сбора 50,0

               Выдай в мешочке

               Обозначь:

Возьми: Коры дуба 3,0

               Листьев шалфея 5,0

               Плодов аниса обыкновенного 2,0

                  Борной кислоты 0,3

               Смешай, чтобы получился сбор.

               Выдай.

                Обозначь.

Rp. Specierum dinreticarum 100,0

      D.S.

Rp. Specierum antiasthmaticarum 100,0

       D.S    .

Rp. Florum Chamomillae

       Herbae Millefolii

       Herbae Absintii

       Foliorum Menthae piperitae

       Foliorum Salviae aa 10,0

       M. fiant species

       D.S.  

Rp. Hb. Adonidis vernalis 2,0

       Rhizotismatis  cum rad. Valerianae 1,5

       M.fsp.

D.S.

 2. Переведите следующие предложения:

·         Ароматический сбор для ванны.

·         В желчегонном сборе содержатся: 4 части бессмертника песчаного, 3 части листьев трилистника, 2 части листьев мяты, 2 части плодов кореандра

·         В слабительном сборе содержатся плоды жостера слабительного.

·         Против чесотки применяются различные мази.

·         In speciebus antiasthmaticus continentur folia Belladonnae, folia Stramonii, Natrii – Nitras et agua.

·         Amaritiem remedii saccarum auf sirupus corrigit.

 

 

 

Дополнительная лексика:

Dosis letalis – смертельная доза

pro dosi – разовая доза

pro die – суточная доза

Species laxantes – слабительный сбор

Species diaphoreticae – потогонный сбор

Species antiasthmaticarae – противоасматический сбор

Spezies aromaticae – ароматный сбор

Species amarae – горький сбор

pars, parties f – часть

balneum, I n - ванна

varius, a, um -  различный

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

 

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в

биб-лиотеке

на

кафедре

1

2

3

4

5

6

                                             Основная литература

1.       

Латинский язык  и основы фармацевтической терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2014

 

106

8

2.       

Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2015

 

200

4

                                   Дополнительная литература

  1.  

Сборник методических разработок для самостоятельной работы студентов по латинскому  языку

Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Чопикашвили З.М.

Булацева З.В.

Кучиева И.Т.

Владикавказ, 2019

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Сборник методических разработок по латинскому  языку для студентов фармацевтического факультета

Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2012

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Методические рекомендации для преподавателей   по латинскому языку

Хацаева Д.Т., Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2019

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Атлас анатомии человека: учеб. пособие

Неттер Р.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007

4

1