МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Цель занятия:

Знать правила образования сравнительной степени и наиболее часто встречающие       прилагательные в сравнительной степени.

 

II.    Студент должен знать:

  • Образование степени сравнения прилагательных.
  • Склонение прилагательных в сравнительной степени.
  • Тип склонения прилагательных в сравнительной степени
  • Образование  превосходной степени прилагательных и словарной формы прилагательных в превосходной степени.
  • Склонение прилагательных в превосходной степени.
  • Употребление падежей при степенях сравнения прилагательных.
  • Образование неправильной степени сравнения прилагательных.
  • Особенности употребления степеней сравнения прилагательных.

 

III. Студент должен уметь:

  • Отличать формы сравнительной степени прилагательных от форм положительной степени.
  • Образовывать форму Genetivus singularis сравнительной степени прилагательных
  • Выделять основу прилагательных в сравнительной степени
  • Согласовывать с существительными определения, выраженные прилагательными во всех степенях сравнения.

 

 

IV.      ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ:

 

  1. Сколько склонений прилагательных имеется в латинском языке?
  2. Какое окончание имеют прилагательные в родительном падеже множественного числа в I, II, III склонениях?
  3. К какому склонению относятся прилагательные одного, двух окончаний?
  4. По какому склонению склоняются прилагательные трех окончании – us, - er, a, um?
  5. Какие окончания в Genetivus singularis имеют прилагательные I, II, III склонений?

 

V. Упражнения:

 

1. Определите, к какой группе относятся прилагательные:

 

    teres, etis; celer, eris, ere; miser, era. erum; cranialis, e; par, paris; longus, a, umlongitudinalis, e; sinister, tra, trum.      

 2. Переведите на латинский язык следующие наименования:

жидкий экстракт левзеи, смертельная доза, сложный порошок солодки,   сухой экстракт горицвета, жженые квасцы, медицинский эфир, твердые желатиновые капсулы, окситетрациклина, гидрохлорид кристаллический.

 

3. Осторожно! Ошибки!

Найдите словосочетания, в которых допущены ошибки, и объясните, в чем суть ошибок.

 

Plantae silvestres; arbores silvestres; folia silvestres; crystalli solubili; semen dulcum; semina dulcia; semen amare; Amygdalus amara; linimentum volatilum;

liquor volatilis; medicamentum forte; herbae vernales; Triticum vulgaris.  

 

VI. Новая тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

1. В латинском языке имеются три степени сравнения.

gradus positivus – положительная

gradus comporativus – сравнительная

gradus superlativus – превосходная

2. Сравнительная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного в положительной степени суффиксов: - ior – для мужского и женского рода, - ius – для среднего рода.

 

Gradus positivus

 

Gradus comparativus

Nom., sing.

Gen. sing.

Nom. sing.

purus – чистый

pur – i

purior – более чистый, ая

рurius – более чистое

liber – свободный

liber – i

liberior – более свободный, ая

liber-ius – более свободное

subtilis – мелкий

subtil – is

Subtil – iorболее мелкое

simplex – простой

simplic – is

Simplicior – более простой, ая simplic  - ius более простое

 

3. В сравнительной степени все прилагательные склоняются по согласному типу III склонения: в родительном падеже единственного числа окончания для всех трех родов  - ior + is.

 

Образец склонения.

 

Casus

 

Singularis

Pluralis

masc.              fem.                Neutr.

masc.              fem.      neutr.

Nom.

purior                                    purius

puriores                          puriora

Gen.

                     Purioris

                   Puriorum

Dat.

                      Puriori

                   Purioribus

Aсс.

puriorem                               purius

puriores                           puriora

Abl.

                      Puriore

                    Purioribus

 

4. Прилагательные в превосходной степени образуются присоединением к основе положительной степени суффикса  - issim – и родовых окончаний – us, a,  - um.

purissimus, a, um – самый чистый, чистейший ая, ое

subtilissimus, a, um – самый мелкий, мельчайший ае, ое

simplicissimus, a, um – самый простой, простейший, ая, ое

5. Прилагательные в превосходной степени склоняются по I и II склонениям.

От прилагательных на  - er превосходная степень образуется прибавлением суффикса  - rim – и родовых окончаний  - us, - а, - um к форме именительного падежа мужского рода.

Например: nigerrumus, a, um – самый темный, очень темный.

 

1.                 Употребление падежей при степенях сравнения.

            Mel dulcius quam saccharum est.(именительный падеж.)

            Mel dulcius saccharo est. (аблятив)

            Remedium utilissimum omnium (remediorum).

2.                 Неправильные степени сравнения.

           Gradus positivus                Gradus comparativus                       Gradus      superlativus

            bonus.a, um                  melior, milius                           optimus, a, um

            malus, a, um                  pejor, pejus                              pessimus, a,   

            magnus, a, um               major, majus                            maximus, a,u,

                                                                                                   um

            parvus, a, um                 minor, minus                           minimus, a um

            multus, a, um                 plus                                       plurimus, a,  um

 

3.                 Особенности употребления степеней сравнения.

В ботанической и анатомической номенклатуре некоторые прилагательные в сравнительной степени употребляются в   значении “положительной степени”

 

o   Vinca minor                    барвинок малый

o   Plantago major                подорожник большой

o   Chelidonium majus         чистотел большой

o   foramen superius             верхнее отверстие

o   foramen inferius               нижнее отверстие 

 

  VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ:

 

1. Как называются три степени сравнения на латинском языке?

2. Как образуется сравнительная степень?

3. По какому склонению,  и по какому типу склонения склоняются   прилагательные в сравнительной степени?

4. Какое окончание имеют прилагательные в сравнительной степени в родительном падеже единственного числа для всех трех родов?

5. Как образуются прилагательные в превосходной степени сравнения?

6. По какому склонению склоняются прилагательные в превосходной степени?

7. В каких значениях употребляется форма превосходной степени?

8. Какие две синтаксические конструкции возможны при сравнительной степени?

9. Назовите неправильные степени сравнения.

10. Назовите особенности употребления степени сравнения прилагательных.

 

 

VIII. Упражнения:

 1. Переведите на латинский язык и просклоняйте следующие      выражения:

    Высшая (максимальная) доза, наилучшее средство, большая часть.

 

 2. Определите форму прилагательных и переведите на русский язык      следующие наименования и выражения:

    Polygonum minus, infusum herbae Plantaginis majoris, dosis minima, herba

    Chelidonii majoris, Cucurbita maxima, dosis parva, pulveres grossissimi,

    locus minoris resistentiae,pars posterior hypophisis.

 

 3.  Переведите на латинский язык следующие предложения:

       

1.                 Порошок среднемелкий, мелкий, мельчайший и наимельчайший.

2.                 Мельчайший порошок. Мельчайший стрептоцид.

3.                 Возьми самый лучший вазелин для глаз.

4.                 Чистейший тальк.

5.                 Эфир самый чистый для наркоза.

6.                 Максимальная доза и минимальная доза.

7.                 Remedia amarissima in capsulis dentur

8.                 Vinca minor.

9.                 Pulvis longe grossissimus.

 

4. Переведите на латинский язык рецепты:

           Возьми: Настоя листьев подорожника большого 10, 0 – 200 мл.

                              Выдай.

                              Обозначь:

            Возьми: Самого чистого вазелинового масла для внутреннего

                           употребления

                                200,0 мятного масла 2 капли

                                Смешай.

                                Обозначь:

          Возьми:   Норсульфазола

                                Стрептоцида по 5,0

                                Ментола 0,05

                                Смешай, пусть получится

                                 мельчайший порошок

                                 Выдай. 

                                 Обозначь:

ВНИМАНИЕ! ИНТЕРЕСНО!

Senna – арабское название листа. Растение вывозилось из Африки  главным образом через Александрию (отсюда александрийский лист). Линней дал название роду Cinchona в честь жены вице – короля Перу графини Ана дел Чинчон, впервые вылеченной от малярии хинной корой в 1638г. С тех пор лечебное действие коры хинного дерева стало известно в Европе. На языке индейцев Южной Америки кора обозначается словом quina, или kina (лат. china).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в

биб-лиотеке

на

кафедре

1

2

3

4

5

6

                                             Основная литература

1.       

Латинский язык  и основы фармацевтической терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2014

 

106

8

2.       

Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2015

 

200

4

                                   Дополнительная литература

  1.  

Сборник методических разработок для самостоятельной работы студентов по латинскому  языку

Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Чопикашвили З.М.

Булацева З.В.

Кучиева И.Т.

Владикавказ, 2019

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Сборник методических разработок по латинскому  языку для студентов фармацевтического факультета

Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2012

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Методические рекомендации для преподавателей   по латинскому языку

Хацаева Д.Т., Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2019

ЭБ СОГМА

8

  1.  

Атлас анатомии человека: учеб. пособие

Неттер Р.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007

4

1