МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  К  УЧЕБНИКУ

М.Н.ЧЕРНЯВСКОГО «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ   ТЕРМИНОЛОГИИ» 

 

 

З А Н Я Т И Е  

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО  ВРЕМЕНИ (Conjunctivus praesentis)

 

 

 

 

 

 

 

I. Цель занятия:

1.      Повторение пройденного материала.

2.      Подготовка к микро- контрольной работе.

3.      Ознакомить студентов с  правилами образования глаголов в конъюнктиве настоящего времени действительного и страдательного залогов.

               (Conjunctivus praesentis active et passive)

 

II.      Студент должен знать:

•        Правила образования глаголов в сослагательном наклонении настоящего времени.

•        Формы глаголов в конъюнктиве в 3 – м лице единственного числа  и 3 – м лице множественного числа.

•        Спряжение глагола  esse - ,быть в конъюнктиве

•        Употребление конъюнктива в независимых предложениях на латинском языке.

•        Употребление конъюнктива в рецептуре и фармацевтической терминологии на латинском языке.

•        Употребление конъюнктива в придаточных предложениях цели с союзом  ut – чтобы.

•        Употребление глагола fio, fieri

•        Примеры стандартных рецептурных формулировок

 

III. Студент должен уметь:

•        Находить основу глагола и определять его спряжение

•        Образовывать и переводить  некоторые формы сослагательного наклонения

•        Писать рецепты на латинском языке с применением стандартных рецептурных формулировок

•        Переводить латинские придаточные предложения цели с союзом  ut

 

IV. Вопросы для определения исходного уровня:

1.      Как образуются формы глаголов изъявительного наклонения в 3 – м  лице ед. числа?

2.      Как образуются и склоняются причастия настоящего времени действительного залога глаголов I, II, III, IV спряжений?

3.      Назовите названия средств, входящих в состав сложного рецепта.

 

     

V. Упражнения:

1.      Образуйте причастия настоящего времени действительного залога

от глаголов; укажите образованные от них слова в русском языке:

•        adjovo, are – помогать

•        сonstitutio – придавать форму

•        studio, ere – прилежно заниматься

•        repello, ere – отпугивать (насекомых)

•        absorbeo, ere – поглощать

•        doceo, ere – учить

•        aspiro, are  -  стремиться

      2. Просклонять сочетания:

    отхаркивающая микстура

    слабительный порошок

3. Переведите на латинский язык, согласовав в роде, числе и падеже:

соки вяжущие, шарики противозачаточные, трава желтушника серого,

пасты защитные, клизмы питательные

 

    VI. Новая тема:

     СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

     Правила спряжения глаголов в конъюнктиве настоящего времени действ. и  страд. залогов. (Conjunctivus praesentis active et passivi)

     В конъюнктиве действительного и страдательного залогов используются    те же личные окончания глаголов, которые Вам уже   известны. 

        

1.      У глаголов I  спряжения конъюнктив образуется путем изменения конечного гласного основы – а на – е и присоединения  личных окончаний действительного или страдательного залогов.

2.      У глаголов  II, III и IV спряжений конъюнктив образуется путем присоединения к основе глагола суффикса  - а и затем личных окончаний действительного  и страдательного залогов.

3.      Характерным признаком конъюнктива является для глаголов I спр. гласный звук е, а для остальных спряжений  - гласный звук  а.

4.      Глагол fieri употребляется в рецептуре только в  3– м лице ед. числа и в 3- м лице мн. числа конъюнктива.    

5.      Конъюнктив образуется путем прибавления к основе fi – суффикса – а и личных окончаний действительного залога.

6.      3 – е лицо ед. числа fiat  - пусть образуется, пусть получится.

7.      3- е лицо мн. числа fiant – пусть образуются, пусть получатся.

 

     Примеры стандартных рецептурных формулировок

1.      Misce, ( ut) fiat – смешай, чтобы образовался порошок ( или без ut: Пусть образуется порошок)

2.      Misce, ( ut) fiant – смешай, чтобы образовались шарики ( или без ut: Пусть образуются шарики)

 

   VII. Вопросы для контроля усвоения:

 

1.      Объясните употребление конъюнктива в рецептуре и фармацевтической терминологии на латинском языке.

2.      Как образуется конъюнктив у глаголов I спряжения?

3.      Как образуется конъюнктив у глаголов  II, III, IV спряжений?

4.      С каким союзом употребляется конъюнктив в придаточных предложениях?

5.      Глагол fio, fieri. Значение. Употребление в рецептуре. Образование конъюнктива.

6.      Назовите слова, обозначающие терапевтический эффект.

7.      Назовите примеры стандартных рецептурных формулировок.

 

      

        VIII. Упражнения:

        1.   Найдите ошибки в следующих рецептах:

 

           Recipe: Hudrargyri monocloridiae Lanolini

                        Vaselinum ana 20                        

                         Misce, fiant unguentum.

                         Da. Signa.

            Recipe: Foliorum Menyanthidis trifoliatis

                        Foliorum Mentham

                        Radicibus Taraxaci

                        Gemmarum Betuli ana 25, 0

                        Misce, fiant species.

                        Da. Signa:

 

2. Переведите следующие рецепты на латинский язык:

 

           Возьми: Промедола 0, 02

                         Масло какао 3,0

                          Смешай, пусть образуется свеча

                          Обозначить:

          Возьми: Ихтиола 0,15

                        Желатиновой массы,  сколько нужно, чтобы образовался шарик

                         Выдать такие дозы числом 12

                         Обозначить:

        3. Переведите следующие предложения:

 

•        Fiat suspension Sulfuris secundum praescriptionem

•        Digeratur leni calore in vase clause per bihorum. post refrigerationem coletur.

•        Смешай, чтобы получилась свеча.

•        Смешай, чтобы получились шарики числом 6.

•        Смешай, чтобы получилась жидкая мазь.               

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ! ИНТЕРЕСНО!

 

1.      Сhenopodium,i n – марь

     Греч. слово, означающее «гусиная лапка» (chen – гусь, podion - лапка)

2.      Название дано по форме листьев.

Ricinus значит «клещ». Название растения «клещевина» объясняется      тем, что семена клещевины похожи на клеща по пёстрой расцветке,   величине и форме.

Рекомендуемая литература:

 

п/№   Наименование    Автор (ы)  Год, место издания      Кол-во экземпляров

                                      в

биб-лиотеке        на

кафедре

1       2       3       4       5       6

                                             Основная литература

15.              Латинский язык  и основы фармацевтической терминологии: учебник         М.Н.Чернявский М.: ГЭОТАР-Медиа,  2014

         106   8

16.              Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник         М.Н.Чернявский М.: ГЭОТАР-Медиа,  2015

         200   4

                                   Дополнительная литература

24.              Сборник методических разработок для самостоятельной работы студентов по латинскому  языку (1курс)   Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.     Владикавказ, 2012       ЭБ СОГМА         8

25.              Методические рекомендации с тестами и ключами для выполнения самостоятельной работы студентов к практическим занятиям по латинскому языку (1 курс) Хацаева Д.Т., Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.     Владикавказ, 2012       ЭБ СОГМА         8

26.              Атлас анатомии человека: учеб. пособие        Неттер Р.   М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 4       1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

             

                       К УЧЕБНИКУ

М.Н.ЧЕРНЯВСКОГО «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ   ТЕРМИНОЛОГИИ» 

 

 

ЗАНЯТИЕ № 30

 

      

Тема:   Сослагательное наклонение настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:   Сослагательное наклонение настоящего времени.

 

1.     Продолжительность изучения темы  : 2 акад.часа

 

2.     Цели практического занятия:

 

  1) учебная:

- сформировать новые теоретические знания по теме;

- сформировать практические умения по самостоятельному поиску    информации по заданной теме;

- сформировать практические умения по работе с научной и научно-популярной литературой.

- ознакомить студентов с  правилами образования глаголов в конъюнктиве настоящего времени действительного и страдательного залогов.

 

Конкретные задачи:

Студент должен знать:

·        Правила образования глаголов в сослагательном наклонении настоящего времени.

·        Формы глаголов в конъюнктиве в 3 – м лице единственного числа  и 3 – м лице множественного числа.

·        Спряжение глагола  esse - ,быть в конъюнктиве

·        Употребление конъюнктива в независимых предложениях на латинском языке.

·        Употребление конъюнктива в рецептуре и фармацевтической терминологии на латинском языке.

·        Употребление конъюнктива в придаточных предложениях цели с союзом  ut – чтобы.

·        Употребление глагола fio, fieri

·        Примеры стандартных рецептурных формулировок

 

Студент должен уметь:

·        Находить основу глагола и определять его спряжение

·        Образовывать и переводить  некоторые формы сослагательного наклонения

·        Писать рецепты на латинском языке с применением стандартных рецептурных формулировок

·        Переводить латинские придаточные предложения цели с союзом  ut

 

2) Развивающая:

- совершенствовать навыки мыслительной деятельности: способностей сопоставлять, анализировать и синтезировать информацию (на данном учебном материале);

- развивать познавательный интерес к вопросам фармацевтической терминологии

3) Воспитательная:

- формировать навыки грамотного, терминологически подкованного,   внимательного специалиста;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

- развивать интерес к научной деятельности в профессиональной области.

 

 

 

 

 

 

3.Мотивация: Для написания рецептов и перевода предложений с русского языка на латинский, студенту необходимо знать правила  образования сослагательного наклонения настоящего времени.

 

 

4.Межпредметные и внутрипредметные связи:

Истоки:

Школьный курс русского языка

Выход:

Фарм. терминология

Выход:

Фарм. терминология

 

 

 


Межпредметные связи

 

 

 

 

Выход:

Структура рецепта, номенклатурные наименования

Истоки:

Имя существительное,

имя прилагательное, сослагательное наклонение настоящего времени

 


    

    Внутрипредметные связи

 

 

 

3.     Этапы занятия и контроль их усвоения:

 

п\п

Этапы занятия

Формы и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента)

Формы контро-ля усвоения, уровни усвоения

Пример-

ное время

1.

Вводная часть

·   Организационный момент

·   Мотивация

·   Цели занятия

 

Готовность преподавателя и студентов к занятию. Создание эмоционального и делового настроя.

 

 

5 мин.

2.

Основная часть занятия

·   Контроль исходного уровня знаний

·     Формирование новых знаний: объяснение нового теоретического материала

 

 

 

1.Фронтальный опрос

2. Контроль домашнего задания в тетрадях для самостоят.работы

3. Выполнение контрольной работы

 по пройденному материалу

4. Объяснение нового материала

5. Работа с метод.разработкой для самостоят.работы

6. Выполнение тестовых заданий по изученной теме

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

Текущий контроль

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

 

 5 мин

 10 мин

 

 

 

15 мин

 

 

20 мин

 

15 мин

 

 

 20 мин

3.

Заключительная часть

·     Заключительный контроль

 

·     Подведение итогов

 

 

·     Домашнее задание

 

1.Рефлексия: обсуждение полученных в процессе занятия знаний и умений.

2.Информация преподава-теля о следующем заня-тии.

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

5 мин

 

 

4.     Представление содержания учебного материала.

 

1.       Объяснение теоретического материала занятия, включающее следующие аспекты:

 

·        Правила спряжения глаголов в сослагательном наклонении настоящего времени.

·        Спряжение глагола esse в конъюнктиве.

·        употребление конъюнктива в рецептуре и фармацевтической терминологии на латинском языке.

·        Глагол fio, fieri

                   

 

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

     Правила спряжения глаголов в конъюнктиве настоящего времени действ. и  страд. залогов.

     В конъюнктиве действительного и страдательного залогов используются    те же личные окончания глаголов, которые Вам уже   известны. 

        

1.     У глаголов I  спряжения конъюнктив образуется путем изменения конечного гласного основы – а на – е и присоединения  личных окончаний действительного или страдательного залогов.

2.     У глаголов  II, III и IV спряжений конъюнктив образуется путем присоединения к основе глагола суффикса  - а и затем личных окончаний действительного  и страдательного залогов.

3.     Характерным признаком конъюнктива является для глаголов I спр. гласный звук е, а для остальных спряжений  - гласный звук  а.

4.     Глагол fieri употребляется в рецептуре только в  3– м лице ед. числа и в 3- м лице мн. числа конъюнктива.    

5.     Конъюнктив образуется путем прибавления к основе fi – суффикса – а и личных окончаний действительного залога.

6.     3 – е лицо ед. числа fiat  - пусть образуется, пусть получится.

7.     3- е лицо мн. числа fiant – пусть образуются, пусть получатся.

 

     Примеры стандартных рецептурных формулировок

1.     Misce, ( ut) fiat – смешай, чтобы образовался порошок ( или без ut: Пусть образуется порошок)

2.     Misce, ( ut) fiant – смешай, чтобы образовались шарики ( или без ut: Пусть образуются шарики)

 

 

 

 

 

 

 

Возможны следующие варианты изучения темы:

1. Работа в аудитории под руководством преподавателя.

2. Самостоятельная внеаудиторная работа по учебнику и методическим рекомендациям для студентов для самостоятельной работы.

 Формирование практических навыков и умений: обсуждение самостоятельно изученного материала; выполнение дополнительных обучающих заданий на выбор преподавателя.

 Текущий контроль: выполнение контрольной работы, тестовых заданий, самопроверка и анализ результатов.

 

Рекомендуемая литература:

 

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в

биб-лиотеке

на

кафедре

1

2

3

4

5

6

                                             Основная литература

1.      

Латинский язык  и основы фармацевтической терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2014

 

106

8

2.      

Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник

М.Н.Чернявский

М.: ГЭОТАР-Медиа,  2015

 

200

4

                                   Дополнительная литература

1.      

Сборник методических разработок для самостоятельной работы студентов по латинскому  языку (1курс)

Хацаева Д.Т.

Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2012

ЭБ СОГМА

8

2.      

Методические рекомендации с тестами и ключами для выполнения самостоятельной работы студентов к практическим занятиям по латинскому языку (1 курс)

Хацаева Д.Т., Шуракова Г.В.,

Булацева З.В.

Владикавказ, 2012

ЭБ СОГМА

8

3.      

Атлас анатомии человека: учеб. пособие

Неттер Р.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007

4

1